|
Помелова О.Н. (web-портфолио) |
|
Ф.И.О. педагога,
должность,
фото |
Помелова Ольга Николаевна, музыкальный руководитель |
Уровень образования |
высшее образование |
Квалификационная категория |
высшая |
Вашему вниманию представляются следующие материалы: |
- Эссе "Моя педагогическая философия".
- Статья из опыта работы "Гендерное воспитание старших дошкольников на музыкальных занятиях".
- Консультация для заботливых родителей "Значение колыбельной песни в жизни ребенка".
- Консультация для воспитателей и родителей "Влияние театрализованных игр-драматизаций на всестороннее развитие детей дошкольного возраста".
|
Эссе "Моя педагогическая философия"
|
Всего лишь семь нот… А сколько прекрасной, вечной музыки написано выдающимися композиторами! |
Музыка… Для каждого из нас музыка – это что-то свое, очень личное. Это то, что поднимает нам настроение в моменты грусти и печали, что помогает нам делиться счастьем в минуты радости. Музыка дает нам силы и уверенность в своих возможностях, когда уже кажется – выхода нет, она помогает нам выразить чувства, подсказывает нужные слова в самые важные мгновения жизни и наполняет нашу действительность новыми красками.
Едва ли на свете найдутся люди, равнодушные к музыке. Она существует везде и всюду, надо лишь прислушаться к ней, понять ее. И далеко не всегда музыка – произведение композитора, зачастую это просто шум дождя над рекой, звуки осеннего вечера или шелест метели.
Так часто вспоминаются бессмертные слова капитана «поющей» эскадрильи Титаренко, которого блестяще сыграл Леонид Быков в фильме «В бой идут одни старики»: «Все преходяще, а музыка – вечна».
Мне в жизни повезло – моя профессия связана с музыкой. Я много лет училась этому искусству и теперь моя миссия – открыть детям дверь в этот удивительный, сказочный мир под названием МУЗЫКА.
Моя непосредственно образовательная деятельность в детском саду называется музыкальное воспитание. А что такое воспитание вообще?
«Воспитание – это процесс систематического и целенаправленного воздействия на человека, на его духовное и физическое развитие в целях подготовки его к производственной, общественной и культурной деятельности», так часто пишут в учебниках по педагогике.
В действительности же, музыкальные занятия – это зачастую бесконечное, бессмысленное повторение песен и «дрессировка» танцев, нужных для утренника.
А где же музыка? Как же будет происходить музыкальное развитие детей? Как наши дети, наше будущее поколение будут становиться духовно богаче, если музыкальные руководители стараются угодить современным родителям и разучивают с детьми танцы под сопровождение низкопробной бессмысленной музыки, забывая о том, что эстетический вкус формируется с раннего детства?
«Музыкальное воспитание – это не воспитание музыканта, а прежде всего человека», – так говорил советский композитор и педагог-новатор Д.Б.Кабалевский. Действительно, невозможно не согласиться с этим высказыванием. Можно сколько угодно говорить с детьми о сострадании, но стоит один раз послушать «Болезнь куклы» из Детского альбома П.И.Чайковского – и струны детских душ обязательно встрепенутся, не смогут остаться равнодушными к чужой беде. Мы часто заводим с детьми разговор о патриотизме, и иногда расстраиваемся, видя, что не всем детям это понятно и интересно. Но стоит детям услышать Гимн России А.Александрова в исполнении сводного хора, как у многих начинают «ползти по телу мурашки». Такие впечатления от услышанной музыки остаются в детской памяти навсегда. Мы все, педагоги и родители, хотим, чтобы наши дети росли добрыми людьми и постоянно им об этом говорим, но нередко дети огорчают нас своими поступками, а мы удивляемся: «Почему?» Но стоит ввести в детский репертуар такие замечательные песни, как «Если добрый ты» Б.Савельева, «Улыбка» В.Шаинского, «Мир нужен всем» В.Мурадели, «Большой хоровод» Б.Савельева и многие другие детские добрые песни, имеющие глубокий смысл, как мы начинаем замечать, что дети становятся добрее, отзывчивее, менее агрессивны... Музыка делает ребенка духовно богаче. Вот такие чудеса творит настоящая музыка, написанная специально для детских ушей, умов и душ!
Каждый день мы слышим музыку: по радио, на телевидении, в автомобиле, на концерте или первые, еще не слишком умелые, гаммы юного музыканта из соседней квартиры. Музыку слушаем для собственного удовольствия, но, оказывается, ее звуки даже могут помочь людям излечить ряд недугов, скорректировать некоторые психические расстройства, проблемы в поведении.
Целебные свойства музыки были известны издавна. К примеру, в Библии описывается, как царь Израиля Саул, одержимый злым духом, позвал Давида и попросил сыграть на арфе. «Давид взял арфу, играл, и лучше становилось Саулу».
Одним из тех, кто первым заявил, что музыка лечит болезни и научно объяснил целебный эффект музыки, был Пифагор, утверждавший, что музыка подчиняется высшему закону (математике) и вследствие этого восстанавливает в организме человека гармонию. А древнегреческий врач Гиппократ лечил музыкой бессонницу и эпилепсию.
В начале XX века известный психоневролог Владимир Михайлович Бехтерев начал изучать влияние музыки на организм человека. Ученый пришел к выводу, что музыка лечит болезни – например, избавляет от усталости и заряжает человека энергией, положительно влияет на систему кровообращения и дыхания. Академик Бехтерев считал, что матери недаром поют своим малышам: «Без колыбельной вообще невозможно полноценное развитие ребенка».
В наше время, к сожалению, все больше рождается малышей с патологиями в развитии. Дети, посещающие детский сад, нередко имеют проблемы с опорно-двигательным аппаратом, с заболеваниями внутренних органов, нарушения зрения; велика доля детей с замедленным развитием психических процессов и, как следствие, нарушением речи.
Как помочь таким детям? Как вселить надежду в родителей этих малышей в то, что все будет хорошо, что их дети будут успешно учиться в школе?.. Помощь этим семьям готов оказать весь педагогический коллектив, и в том числе музыкальный руководитель.
Современному педагогу, независимо от того, специалистом в какой области он является, необходимо знать и использовать в своей деятельности инновационные методики, средства и приемы обучения, в том числе методы коррекционной педагогики, чтобы дети с разным уровнем интеллектуального и психического развития могли чувствовать себя комфортно на занятиях.
Мне, музыкальному руководителю, на помощь в таких случаях приходят собственные разработки занятий и разработки моих коллег по логоритмике, приемы и методы музыкальной терапии.
Я убеждена в том, что музыка, слово и движение – это три кита, на которых основывается гармоничное психическое, интеллектуальное и музыкальное развитие ребенка. Умелое использование приемов коррекционной педагогики может помочь педагогу организовать ситуацию успеха на занятии для всех детей в равной степени. А что может быть прекраснее улыбающихся, пребывающих в приподнятом настроении, уверенных в своих силах детей?
В руки педагогов-дошкольников дети поступают в раннем возрасте (с двух лет). Этот период очень важен для формирования наиболее полного и правильного представления об окружающем мире. Музыка в этом вопросе является незаменимым помощником, так как выполняет сразу несколько функций.
В первую очередь, она способствует развитию у ребенка музыкального слуха, чувства ритма и воображения, активизирует память, мыслительные процессы и образное восприятие действительности, а также духовно обогащает его внутренний мир и является великолепным средством общения. Если малыш осваивает игру на каком-либо музыкальном инструменте, то этот процесс способствует развитию мелкой моторики, учит ребенка концентрировать свое внимание и добиваться поставленной цели. Занятия вокалом, в свою очередь, помогают не только поставить голос, но и сформировать слух, а также укрепить голосовые связки, бронхи и легкие.
Кроме этого, музыка выполняет воспитательную функцию, прививая ребенку такие понятия, как красота, гармония, любовь и благородство. Именно музыка является одним из средств сохранения национальных традиций и передачи их будущим поколениям, учит малышей бережно относиться к культурному наследию предков.
Познавательная функция музыки сводится к тому, что благодаря звукам ребенок знакомится с окружающим миром, получает начальные представления о добре и зле, учится по интонации и стилистической окраске мелодии определять, какую смысловую нагрузку она несет, какие эмоции вызывает, и что именно пытается рассказать малышу. Также не стоит недооценивать эстетическую роль музыки в формировании личности ребенка, благодаря которой он учится более глубоко и тонко чувствовать прекрасное, получает широкие возможности для духовного развития и совершенствования.
При этом очень важно обращать внимание на то, какую именно музыку слушает ребенок. Народные напевы и классика, в которых присутствуют гармония, способствуют правильному формированию его мировосприятия, в то время как рок-музыка, наоборот, вызывает чувство агрессии и недовольства окружающим миром.
Вот такие чудеса может творить музыка! Вот так это великое искусство может помочь маленькому человечку стать музыкально развитым, имеющим свой эстетический вкус и просто культурным человеком в будущем. А самое главное, не даст стать черствым и равнодушным членом нашего общества, потому что хрупкие струны его души были задеты когда-то в детстве волшебными звуками под названием МУЗЫКА.
Из всего сказанного хочется определить свою педагогическую философию. Формирование личности ребенка начинается с раннего детства, поэтому с первых дней пребывания ребенка в детском саду музыкальному руководителю необходимо создать такие условия, чтобы малыши могли слышать только высокохудожественную музыку, имеющую глубокий смысл и гармонию. Тогда наше будущее поколение сможет разобраться, где эталон музыкального искусства, а где низкопробная однодневная музыка.
Моя миссия педагога-музыканта – сделать все возможное, чтобы чуткие детские ушки слушали, любили и понимали только Музыку с большой буквы!
|
Статья из опыта работы "Гендерное воспитание старших дошкольников на музыкальных занятиях"
Музыкальные занятия в образовательной программе детского сада являются обязательными наряду с математикой, развитием речи, окружающим миром. И это неслучайно, так как влияние музыки на развитие творческой деятельности детей очень велико. Музыка, как и любое другое искусство, способно воздействовать на всестороннее развитие ребенка, побуждать к нравственно-эстетическим переживаниям, к активному мышлению. Дошкольное детство - пора наиболее оптимального приобщения ребенка к миру прекрасного. Это тот возраст, когда ребенок начинает стремительно развиваться интеллектуально, психически, психологически и, что очень важно - социально. К сожалению, очень часто в наши дни можно замечать, как педагоги и родители стараются развивать свое чадо в первую очередь в интеллектуальном направлении, реже - в физическом, эстетическом, и часто совсем не задумываются о социальном развитии ребенка. Нередко у нынешних детей совершенно нет свободного времени просто поиграть друг с другом, приобрести необходимый опыт общения, а отсюда проблема: нынешние девочки не любят брать в игру мальчишек и наоборот. Может быть, это от того, что у современных детей отсутствует четкая модель мужского и женского поведения?
Вопрос гендерного воспитания в наши дни становится все более актуальным. Социологи и социальные психологи отмечают увеличение числа разводов и образования однополых семей.
Гендер (от "Gender") социально-биологическая характеристика, с помощью которой люди дают определения понятиям "мужчина" и "женщина". Поскольку пол является биологической категорией, социальные психологи часто ссылаются на те гендерные различия, которые обоснованы биологически, как на "половые".
Гендерная роль ("Gender role") - набор ожидаемых образцов поведения (норм) для мужчин и женщин.
Гендерную культуру у детей необходимо формировать начиная с дошкольного возраста. Современная педагогическая наука и практика чаще всего не учитывают пол как важную характеристику ребенка. Анализ таких программ дошкольного образования, как "Программа воспитания и обучения в детском саду" под редакцией М.А.Васильевой, "Радуга" Т.Н.Дороновой, В.В.Гербовой, "Развитие" Л.А.Венгера, О.М.Дьяченко, показал, что дифференцированный подход к мальчикам и девочкам не учитывается. В результате воспитывается "усредненное", бесполое существо, в характере которого отсутствуют специфические мужские или женские черты. Так, бесполое воспитание ведет к феминизации мужчин и маскулинизации женщин. Между тем, серьезные психологические исследования на эту тему ведутся с начала века (И.С.Кон, 1988 год).
В нашей стране первыми тревогу забили физиологи (Т.П.Хризман, 1978 год). К сожалению, результаты их научных открытий не были исследованы педагогической практикой в полной мере.
Так, еще в 80-е годы прошлого столетия научные исследования доказали, что различия между людьми разного пола значительны и начинаются уже в эмбриональный период: под влиянием половых гормонов формируются не только анатомические особенности пола, но и некоторые особенности развития мозга. Например, у девочек при рождении, по сравнению с мальчиками, как правило, меньше масса тела, рост, сердце, легкие. Уже через месяц девочки начинают опережать мальчиков в общем развитии. В дальнейшем они начинают раньше ходить, говорить, у них большая сопротивляемость к заболеваниям. У девочек лучше развита тактильная чувствительность, общая и мелкая моторика рук. У мальчиков чаще случается задержка умственного развития, заикание, неврозы.
В исследованиях Т.П.Хризман [1] показано, что у девочек и мальчиков дошкольного возраста разная "стратегия мозга", их эмоции имеют разную генетическую основу. Девочки чаще выражают сочувствие человеку, у них выше сопротивляемость к стрессовым ситуациям, гибкость в адаптации к новым условиям.
По данным Т.М.Титаренко (1989 год), мальчики и девочки существенно отличаются в физическом и интеллектуальном развитии, у них разные интересы. Девочки, как правило, раньше начинают читать, пользуются сложными грамматическими конструкциями. У мальчиков преобладает абстрактное "внесловесное" мышление. Словарь мальчиков богат глаголами, междометиями, что свидетельствует о внутреннем динамизме, стремлении не созерцать, а видоизменять. В разговорной речи девочек можно часто слышать прилагательные, применение уменьшительно-ласкательных суффиксов (кошечка, мамуля и др.) Девочки более наблюдательны, они любят созерцать, любоваться чем-либо.
Педагогам и родителям, воспитывающим мальчиков и девочек в одной группе, семье, следует помнить главное: дети разного пола имеют разное строение мозга, а значит, их поведение будет различно. Первичная половая социализация, то есть обучение ребенка поведению, соответствующему полу, начинается с момента рождения. Уже в три года дети знают, что девочки отличаются не только внешне от мальчиков, но и вести себя девочкам нужно не так, как представителям противоположного пола. Девочки с раннего возраста склонны к большей аккуратности, опрятности. Они любят составлять игрушки по местам, помогать воспитателю, они ценят аккуратность, комфорт. Многие девочки быстрее мальчиков научаются складывать вещи в шкафчик, приобретают гигиенические навыки. Для мальчиков такие занятия кажутся ненужными и неинтересными, их трудно заставить убрать за собой игрушки, за столом часто можно наблюдать, что мальчики менее аккуратно едят, чем девочки. Но мальчикам это не доставляет видимого дискомфорта.
От представления о содержании типичного для пола поведения, от возникновения предпочтений и интересов зависит формирование личности, а именно: уверенность в себе, определенность установок, эффективность общения и благополучие отношений в семье. Поэтому важно поддерживать и развивать у девочек мягкость, нежность, отзывчивость, аккуратность, стремление к красоте и желание помогать, а у мальчиков - смелость, решительность, ответственность, рыцарское отношение к представительницам противоположного пола, то есть предпосылки будущих женственности и мужественности. Если основы этих качеств не заложены в детстве, став взрослым, человек плохо справляется со своими социальными ролями.
В сегодняшнем обществе очень ярко прослеживается "гендерный перекос", где мужчины - инфантильны, а женщины - маскулинны. Нередко можно встретить в наши дни семьи, где главой семьи является мать. Воспитанием детей занимаются, как правило, тоже женщины. Но, как уже было сказано выше, - мужчины и женщины имеют разную природу, поэтому одной матери воспитать из сына настоящего мужчину очень трудно, а порой - невозможно.
К сожалению, уходит любовь к рукоделию и ремеслу, теряется нить передачи опыта и знаний от старшего поколения к младшему. Таких, как: вязание, шитье и вышивание для девочек, и столярное, плотницкое мастерство - для мальчиков. Уже почти что нет чисто женских и чисто мужских профессий, и во многом изменилось распределение обязанностей в семье.
Многие женщины сегодня водят автомобили, мужчины - работают дизайнерами и стилистами. Нередко женщины становятся служащими правоохранительных органов, а мужчины - продавцами-консультантами, моделями, бухгалтерами. Как же ориентироваться современным детям в вопросе: какими должны быть настоящие мужчины и женщины? Решение этой актуальной проблемы видится в дифференцированном подходе в обучении и воспитании девочек и мальчиков.
Музыкальному руководителю тоже необходимо развивать музыкальные способности детей, используя свои знания о гендерном различии детей, помогать осознавать себя представителями того пола, к какому они принадлежат. К тому же на музыкальных занятиях у педагога есть масса возможностей подчеркнуть самые привлекательные черты детей противоположного пола. Так, все основные части музыкального занятия: музыкально-ритмические движения, пение, слушанье музыки, танцевальная деятельность, игра на музыкальных инструментах и музыкально-дидактическая игра - следует проводить с учетом гендерных различий.
Пение. В репертуар старших дошкольников можно включить следующие песни:"Из чего же..?" Ю.Чичкова, "Папа может" В.Шаинского, "Капитан" З.Роот, "Мама" Гаврилина, «Маленькая мама» Г.Струве и др.
Хореография. В танцевальной деятельности, особенно в парных танцах, тоже необходимо подчеркивать отличительные движения девочек и мальчиков.
Следует акцентировать внимание детей на таких моментах, как: приглашение на танец исходит от кавалера, мальчик, как настоящий рыцарь, встает на одно колено и подает руку девочке, а она обходит мальчика легкими шажками, мальчик держит крепко свою руку на поясе, а девочка "показывает юбочку". После танца мальчик провожает девочку на место. В танцевальных движениях девочек следует поощрять плавность, легкость, пластичность, а в движениях мальчиков - строгость и четкость.
Подчеркнуть гендерные особенности на музыкальных занятиях помогут музыкальные игры. Такие, как, например, "Жуки и бабочки", где роль жуков отводится мальчикам, а роль бабочек - девочкам. Музыкальный образ жуков - страшный, грубый, и движения у мальчиков должны быть соответствующими - четкими и тяжелыми. Музыкальный образ бабочек - контрастный - воздушный, легкий, нежный, и движения девочек следует поощрять легкие и плавные.
Целесообразно на музыкальных занятиях применять музыкальные игры с предметами (с лентами, флажками, султанчиками, мячами). Например: девочки, услышав свое музыкальное проведение, танцуют с лентами, а мальчики под свою маршевую, бодрую музыку исполняют движения с флажками.
Проводить подобную игру следует именно с различными предметами, чтобы движения детей четко отличались бы друг от друга, а не были бы чем-то усредненным. Подчеркнуть женственность, мягкость, доброту, заботу в поведении девочек можно при помощи песни-игры "Веселые медвежатки" Е.Попляновой, где главная роль отведена маме-медведице, а все остальные ребята - это ее медвежатки. На роль медведицы может быть выбрана только девочка, так как это чисто женская роль, мальчики участвуют в игре только в образе детенышей-медвежат.
Слушание музыки может быть тоже организовано с учетом формирования гендерной идентичности. Например, на одном занятии можно послушать часть "Карнавала животных " К.Сен-Санса "Лебедь", а затем попросить девочек подвигаться под эту замечательную музыку, а мальчиков - понаблюдать за движениями девочек и выбрать самую плавную, нежную лебедушку. На следующем занятии можно прослушать произведение из того же цикла, например, "Вступление и королевский марш льва" и попросить мальчиков изобразить львов, а девочкам выбрать самого важного и мужественного Царя Зверей.
Еще к одной составляющей музыкального занятия - игре на музыкальных инструментах можно тоже подойти, опираясь на гендерные особенности детей. Так, например, партию большого барабана логичней было бы отдать представителю сильного пола, а партию треугольника и колокольчика лучше доверить девочкам. Если девочки и мальчики играют на одних и тех же инструментах, то хвалить и поощрять можно за разные проявления. Мальчиков - за решительность, точность, девочек - за легкость, тонкость исполнения.
Решить проблему гендерного воспитания только на музыкальных занятиях практически невозможно. Действовать в этом направлении должны все воспитатели и специалисты ДОУ. Результатом такой работы будут являться праздники-утренники. Для таких мероприятий следует выдвигать следующие требования: чтобы внешний вид детей соответствовал полу. К сожалению, мы редко видим сегодняшних девочек в нарядных, пышных платьях, с большими белыми бантами, а мальчиков - в брюках, рубашках, галстуках и мужских туфлях, поэтому на празднике следует рекомендовать именно такую форму одежды. Тогда, как в действительности современные мальчики и девочки одеты в, так называемый, стиль "унисекс", так же, как и их родители. Это - трикотажные, бесформенные футболки, брюки, спортивные куртки и головные уборы, обувь на сплошной подошве, и т.д. Обязательным требованием для утренника должен быть и внешний вид воспитателя, музыкального руководителя. Эти педагоги для детей должны являться воплощением женственности и носительницами высоко-эстетической культуры. Содержание утренников или тематических занятий тоже должно быть составлено с учетом гендерных различий. В утренники необходимо включать парные танцы, однородные танцы (например, "Танец моряков", "Танец гусаров", "Танец снежинок", "Танец с цветами"), песни, соответствующие празднику (например, "Бравые солдаты", "Капитан", "Папа может", "Милая мама", "Бабушка моя").
Гармонично смотрятся на утреннике, посвященном Международному Женскому Дню, выступления мальчиков и пап, а на Дне Защитников Отечества - поздравления девочек и мам.
Еще одной составляющей педагогического процесса являются развлечения. Так, чтобы подчеркнуть гендерную принадлежность детей, стоит провести следующие детско-родительские мероприятия: "Русские богатыри", "А ну-ка, девушки!", "Маленькая мисс", "Мама, папа, я - музыкальная семья", "Мама, папа, я - спортивная семья", "Наши руки не для скуки" (выставка детско-родительских работ.
Также необходима просветительская работа с родителями. Возможны следующие темы бесед-лекций: "Мальчик и девочка - два разных мира", "Физиологический пол и что это значит".
Воспитатели и специалисты ДОУ могут проводить интегрированные занятия на интересующую тему. Например, музыкальный руководитель и логопед могут провести занятия: "Профессии", "Уроки этикета", "Хорошо быть девочкой, хорошо быть мальчиком". Музыкальный и физкультурный руководители могут провести музыкально-спортивные праздники. Такие, как: "Приключение на лесной полянке", где главными действующими лицами являются - зайчик-попрыгайчик (мальчик), мама-медведица - девочка. Эстафеты продуманы тоже с учетом гендерного различия - мальчики бегут с двумя большими мячами, а девочки - с двумя маленькими, мальчики перетягивают канат, а девочки выполняют движения со скакалками.
В театрализованной деятельности детей тоже необходимо различать гендерные особенности ролей. Мужские роли рекомендуется давать только мальчикам - Дед в сказке "Репка", Заяц, Волк, Медведь - в "Теремке", Кабан - в "Рукавичке", Комар, Паук - в "Мухе-Цокотухе". Поощрять исполнителей мужских ролей стоит за мужественность, смелость (Комара), грубость, решительность Паука, неуклюжесть, низкий голос - Медведя и Кабана. А девочкам целесообразно давать только женские роли - Бабка, Внучка, Кошка, Жучка, Мышка - в "Репке", Мышка, лягушка, Лисичка - в "Теремке", роль Мухи, бабочки, Пчелы, Блошки - в "Мухе-Цокотухе". Девочек следует хвалить за нежность голоса, плавность и мягкость движений, за такие черты, свойственные женщине, как чуткость, отзывчивость, гостеприимство, хозяйственность.
Вот так, развивая музыкальные способности детей, открывая им чудесный мир музыки, хореографии, театра, музыкальный руководитель может использовать свои знания о гендерном различии детей, помогая осознавать себя представителями того пола, к какому они принадлежат. Подавая образцы настоящего мужского и женского поведения, мы создаем те условия, которые необходимы маленькому человеку для успешного социального развития. И, быть может, если мы, педагоги, работающие с подрастающим поколением и понимающие проблему гендерного перекоса в обществе, будем планировать свои занятия с учетом тех особенностей, о которых шла речь в этой статье, то нынешние девочки вырастут женственными, нежными, заботливыми, любящими матерями и женами, а мальчики станут порядочными, надежными мужьями, не боящимися ответственности, отцами, и, быть может, станет больше настоящих защитников Отечества.
Cписок литературы:
-
Еремеева В.Д, Хризман Т.П. Мальчики и девочки. Два разных мира. - М., 1998.
-
Кон И.С. Ребенок и общество. - М., 1988.
-
Титаренко Т.М. Такие разные дети. - Киев, 1989.
-
Шелухина И.П. Мальчики и девочки. Дифференцированный подход к воспитанию детей старшего дошкольного возраста. - М., 2006.
|
Консультация для заботливых родителей "Значение колыбельной песни в жизни ребенка"
Многие из нас на протяжении всей жизни помнят песни, которые напевала нам мамочка у колыбели. И хотя считается, что младенцы не в состоянии что-либо запомнить, но факты говорят об огромной пользе такого, казалось бы, элементарного занятия, как напев убаюкивающих колыбельных.
Безусловно, с ребенком с самого раннего возраста необходимо как можно больше разговаривать, петь. Не страшно, если ваши вокальные данные достаточно скудны, все равно пойте, так как единственный слушатель - ребенок обязательно это «оценит».
Создайте «традицию» пения ребенку перед сном, ведь сам процесс пения – это неоценимые мгновения общения мамы со своим малышом. В эти минуты ребенок будет слышать спокойный родной голос своего самого дорогого человека – мамы. И верить, что все у них хорошо, так как мама находится в спокойном настроении, она поглаживает ребенка по голове, а значит он – любимый и желанный. А что может быть важнее для маленького существа, недавно появившегося на свет и так мало еще знающего о мире, который его окружает?
Колыбельные песни - удивительный дар прошлого. Однако современные мамы почти не поют колыбельных: не знают их и не умеют их петь, ссылаются на занятость, считают, что темп жизни вытеснил колыбельные, поэтому ребенок должен привыкать к современным ритмам... Именно материнская песня несет ребенку здоровье и спокойствие. Как и во все времена, современные дети требуют бережного отношения, любви и ласки. Исследования последних лет показали, что колыбельные песни снимают тревожность, возбуждение, действуют на ребенка успокаивающе. Колыбельные песни, несущие свет и добро, в народной педагогике рассматриваются как обереги. Интересно, что материнские колыбельные имеются у всех народов, значит, возникли они не случайно, это социальная закономерность и даже необходимость.
Мне же хочется поделиться с вами, дорогие мамы, своими знаниями об этом особенном песенном жанре, рассказать Вам о значимости колыбельных песен для нормального развития ребенка.
Как уже говорилось, прежде всего - колыбельная поможет крохотному и еще беззащитному малышу успокоиться после утомительного от новых впечатлений дня. Вечером ребенка переполняют впечатления и эмоции, и ему бывает тяжело переключится из состояния бодрствования в состояние покоя, необходимое для сна.
Колыбельная песня расслабляет, тем самым благоприятно влияя не только на сам процесс засыпания, но и помогая обрести спокойные безмятежные сновидения.
Второе весомое значение колыбельной заключается в получаемой ребенком информации из песни, поскольку бессмысленных колыбельных не существует.
Врачи, педагоги, психологи давно уверены в том, что чем больше мама разговаривает с ребенком, поет ему, тем быстрее развивается у него речь, мышление, память. Каждое слово, адресованное ребенку в течение дня, принесет со временем свой результат для умственного развития малыша, а пение колыбельной в тесном контакте между мамой и ребенком, однозначно еще большую пользу.
Мамы, пойте своим детям колыбельные песни!
Колыбельная – это ниточка любви, связывающая мать и дитя. |
|
Дорогие мамы, вспомните колыбельные, которые вам пели в детстве ваши мамы, а если не вспомните, то воспользуйтесь текстами колыбельных, которые знаю я и всегда пою своим детям.
Люли-люли-люленьки!
Прилетели гуленьки.
Стали гули ворковать,
Нашу деточку качать.
Бай-бай, баю-бай...
Поскорее засыпай!
Бай-бай, баю-бай...
Спи, малыш мой, засыпай... |
Спи, моя радость, усни!
В доме погасли огни,
Пчелки затихли в саду,
Рыбки уснули в пруду.
Месяц на небе блестит,
Месяц в окошко глядит…
Глазки скорее сомкни,
Спи, моя радость, усни!
Усни, усни!.. |
Выбирая колыбельную, помните, что огромное положительное влияние окажет употребление в ней имени вашего ребенка.
Конечно, подходя к выбору из огромного ассортимента как народных, так и современных колыбельных, никто не сможет вам посоветовать, какой отдать свое предпочтение, поскольку лучше мамы ребенка не может знать никто, и только мамино сердце никогда не обманет.
И если вы желаете своему ребенку в будущем стать добрым, умным, удачливым и талантливым, дарите ему свою любовь, внимание и - обязательно! - колыбельные песни. Не сомневайтесь! Ваши старания принесут огромную пользу самому драгоценному, что есть у женщины – ребенку!
|
Консультация для воспитателей и родителей "Влияние театрализованных игр-драматизаций на всестороннее развитие детей дошкольного возраста"
Художественно-эстетическое развитие ребенка – это одно из основных направлений деятельности детского сада. Педагоги определяют этот вид деятельности как развитие способности воспринимать, чувствовать, понимать прекрасное в жизни и искусстве, как воспитание стремления самому участвовать в преобразовании окружающего мира по законам красоты, как приобщение к художественной деятельности и развитие креативности.
Конечно же, особая роль в эстетическом воспитании отводится искусству. Волнуя и радуя, оно раскрывает перед детьми социальный смысл жизненных явлений, заставляет их пристальнее всматриваться в окружающий мир, побуждает к сопереживанию, осуждению зла.
Надо отметить, что художественно-эстетическое развитие не является изолированной областью педагогики, а взаимодействует со всеми ее сторонами.
Полноценное умственное и физическое развитие, моральная чистота и активное отношение к жизни и искусству характеризуют целостную, гармонически развитую личность, нравственные совершенствования которой во многом зависят и от эстетического воспитания.
Грамотно организованная театрализованная деятельность в ДОУ может помочь решить ряд образовательных и воспитательных задач, а именно:
-
развитие познавательной активности (знакомство с новыми писателями, композиторами, художественными произведениями, музыкальными и театральными терминами, активизация словаря);
-
развитие психологических процессов: памяти, воображения, мышления, восприятия;
-
развитие специальных способностей (музыкальных, актерских);
-
развитие и совершенствование коммуникативных навыков.
Существует много разновидностей театрализованных игр, отличающихся художественным оформлением, а главное спецификой детской театрализованной деятельности. В одних дети представляют спектакль сами, как артисты – каждый ребенок выполняет свою роль. В других действуют, как в режиссерской игре: разыгрывают литературное произведение, героев которого изображают с помощью игрушек, озвучивая их роли. Аналогичны спектакли с использованием настольного театра с объемными или плоскостными фигурами или так называемые стендовые театрализованные игры, в которых дети на фланелеграфе, экране с помощью картинок (часто вырезанных по контуру) показывают сказку, рассказ и др. Наиболее распространенным видом стендовых театрализованных игр является теневой театр.
Одним из любимых видов театрализованных игр у детей является кукольный театр (театр Петрушки или театр бибабо), где используются игрушки перчаточного типа: кукла, полая внутри, надевается на руку, при этом в голову куклы помещается указательный палец, в рукава костюма - большой и средний, остальные пальцы прижимаются к ладони. Показывается спектакль из–за ширмы: кукловоды держат куклу над головой.
Существует еще один вид кукольных театрализованных игр – театр марионеток, которыми кукловоды управляют при помощи ниточек, дергая за которые они «оживляют» кукол, помогают им двигать руками, ногами, головой.
Оба способа вождения кукол достаточно сложны, даже для детей старшего дошкольного возраста, поэтому необходимы специальные упражнения. Еще одной сложностью управления куклами является координация движений и речи детей. Таким образом, работа с куклой позволяет совершенствовать мелкую моторику руки и координацию движений, осознавать причинно-следственные связи между своими действиями и изменениями состояния куклы. Эта работа развивает произвольное внимание и мышление.
Особое значение следует уделить изобразительной деятельности, направленной на изготовление афиш, пригласительных билетов, кукол, костюмов, декораций, атрибутов для спектакля. В этой части подготовки к спектаклю можно задействовать всех детей группы, особенно тех, кто не выступает как артист и тем самым создать и для них ситуацию успеха, собственной значимости, что необходимо для благополучной психологической обстановки в группе.
Итак, театрализованные игры имеют огромное значение в жизни детей дошкольного возраста. Они в полном объеме развивают речь. Процесс развития речи предполагает освоение не только содержательной, но и образной, эмоциональной стороны языка. Для развития выразительной стороны речи необходимо создание таких условий, в которых каждый ребенок смог бы проявить свои эмоции, чувства, желания, причем, не только в обычном разговоре, но и публично, не стесняясь присутствия посторонних слушателей. Привычку к выразительной публичной речи можно воспитать в человеке только путем привлечения его с малолетства к выступлениям перед аудиторией. В этом огромную роль может оказать театрализованная деятельность в детском саду.
В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, ее интонационный строй. Исполняемая роль, произносимые реплики ставят малыша перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй.
Заучивание роли прекрасно тренирует произвольную память. Как известно, у детей дошкольного возраста преобладает непроизвольная память и для того, чтобы дети специально что-либо запомнили, педагогу необходимо продумать постановку каких-либо специальных задач на запоминание, сохранение и воспроизведение материала. Множество таких задач естественно возникает в игровой деятельности, когда юному артисту нужно выйти именно в тот момент, как зазвучит соответствующая музыка, или сказать свою реплику после какого – либо действия и т.д. Особенно, если ребенку интересно то, что необходимо запомнить, в данном случае его роль – образ выбранного героя.
Театрализованная деятельность также оказывает положительное влияние на развитие воображения у детей. Ведь для того, чтобы дети смогли глубже понять смысл происходящих событий, сумели бы объяснить мотивы поступков героев, смогли бы предположить, как выглядят их герои , в каких условиях живут, необходимо подключить работу воображения. И тогда один и тот же герой у разных артистов будет отличаться манерой поведения, внешним видом, а возможно, и характером.
Необходимо также отметить, что театрализованная деятельность оказывает непосредственное влияние на развитие эмоциональной сферы детей, заставляет их сочувствовать, сопереживать разыгрываемые события, а значит, помогает формировать у детей толерантное отношение к людям, чувство эмпатии. Можно утверждать, что данный вид деятельности является источником развития чувств, глубоких переживаний. Благодаря содержанию художественных произведений, дети познают мир не только умом, но и сердцем, учатся выражать свое собственное отношению к добру и злу. Любимые герои становятся образцом для подражания. Тематика и содержание художественных произведений, на которых основывается театрализованная деятельность в детском саду, как правило, имеют нравственную направленность, а значит, театрализованная деятельность способствует расширению воспитательных возможностей педагогов.
Следует отметить еще один неоспоримый «плюс» театрализованной деятельности. Это эстетическое развитие детей. Грамотно подобранное музыкальное сопровождение к спектаклю, со вкусом оформленные декорации, атрибуты, аккуратно изготовленные костюмы – все это сказывается на развитии художественного вкуса детей, учит быть более наблюдательными, замечать красоту в окружающей действительности и в простых вещах. Все перечисленное вызывает эстетическое наслаждение у детей, которое, в свою очередь, создает радостное настроение, эмоциональный подъем, повышает жизненный тонус.
Таким образом, театрализованная деятельность – эффективное средство активизации творческого потенциала детей, развития общей культуры и личности в целом.
Все мы – педагоги и родители – хотим видеть детей старшего дошкольного возраста хорошо подготовленными к обучению в школе, всесторонне развитыми личностями с ярко выраженными музыкальными и актерскими способностями, сообразительными, активными и не боящимися выступать перед аудиторией. Но надеяться на такой результат, доверив своих детей руководителю по театрализованной деятельности и не прилагая для этого своих усилий, будет не оправданно. Ведь всем известно, что формирование личности ребенка происходит не за один день, не за одно занятие, и даже не за один год. На становление всесторонне, гармонично развитой личности влияет множество факторов, таких как: психологическая атмосфера в семье и в группе детского сада, взаимоотношения детей с родителями, воспитателями, педагогами дошкольного учреждения и со сверстниками, физические и интеллектуальные возможности детей, психологические особенности. Но не менее значимо в жизни детей присутствие небезразличных, заботливых взрослых, которые готовы помочь малышам сделать первые шаги в познании мира, попасть в прекрасный мир музыки, живописи, литературы и театра.
Исходя из этого, можно дать следующие рекомендации педагогам ДОУ и родителям детей старшего дошкольного возраста.
Рекомендации для педагогов ДОУ:
-
Проводить итоговую беседу после прочтения художественных произведений, анализируя поступки и характеры героев для более глубокого понимания смысла прочитанного.
-
Рисовать иллюстрации к прочитанным художественным произведениям.
-
На занятиях по развитию речи разучивать небольшие сценки (диалоги), озвучивать их, меняясь ролями.
-
Применять на занятиях из разных образовательных областей творческие задания, развивающие воображение: например, на занятии по развитию речи - придумать новое окончание знакомой сказки, сочинить новую коллективную сказку «по цепочке» (каждый ребенок придумывает одно предложение); на занятии по изодеятельности – нарисовать фантастическое животное, дорисовать незаконченный рисунок; на занятии по ФЭМП – составить из геометрических фигур домик, ракету, паровозик и т.д.
-
Предлагать детям во время физ.минуток упражнения на расслабление мышц, например: заснуть на стуле, смахнуть с кистей рук капли воды, в паре поиграть в игру «тряпичная кукла».
-
Предлагать детям во время отдыха на занятиях упражнения на развитие воображения, например: передать воображаемые предметы – хрупкую фарфоровую чашку, холодный снежок, тающее мороженое.
Рекомендации для родителей:
-
Больше читать детям литературные произведения, беседуя после прочтения, анализируя характеры и поступки героев.
-
Чаще бывать в театре и на концертах, тем самым обогащая детей яркими художественными впечатлениями.
-
Обыгрывать знакомые сказки с помощью игрушек, имеющихся дома.
-
Изготовить совместно с ребенком разные виды театра: пальчиковый, настольный, теневой.
-
Разучить с ребенком небольшие сценки, и проигрывать их, меняясь ролями.
-
Поощрять любые творческие проявления ребенка.
-
По возможности всегда присутствовать в качестве зрителей на утренниках и театральных постановках в детском саду.
-
Вовлекать в участие в домашнем театре всех членов семьи.
-
Организовывать выступления домашнего театра для родственников и друзей.
Если Вы написали что-либо на данной странице, тем самым Вы подтвердили свое согласие на размещение Ваших персональных данных |
Комментарии
Оставьте комментарийCOMMENTFORM |
|
|